PLASKE

Журнал Транспорт & Транзит– Интервью Олега Платонова
"Дополнять друг друга"

Находиться все время на острие событий непросто. Но именно такой ритм жизни дает Олегу Платонову бесспорное преимущество – осведомленность и компетентность в вопросах экономики, финансов, развития бизнеса. А это, в свою очередь, позволяет постоянно держать руку на пульсе времени и на несколько шагов вперед просчитывать развитие ситуации. Сказать, что он человек занятой, значит не сказать ничего. Личность – чрезвычайно популярная в деловых кругах не только Украины.
Представляя Олега ПЛАТОНОВА аудитории, обычно называют два основных титула: президент Ассоциации «Транспортные, экспедиторские и логистические организации в Украине «Укрвнештранс» и вице-президент Международной федерации экспедиторских ассоциаций FIATA. Однако, помимо двух основных, наберется еще с десяток не менее ответственных постов – в Национальном комитете Международной торговой палаты, Центре упрощения процедур торговли и деловых электронных операций ООН, Евразийском союзе транспортных, экспедиторских и логистических организаций (ЕСТЭЛО), а также в общественных советах ряда государственных структур. Еще он является председателем наблюдательного совета АО «ПЛАСКЕ»

– Олег Исаакович, в выступлениях последнего времени Вы часто озвучиваете новую парадигму взаимодействия экспедиторов, перевозчиков, грузоотправителей – переход от конкуренции к партнерству. В чем ее смысл?
На рынке экспедиторских услуг конкуренция зачастую возникает не только между равными по статусу участниками. Конкурируют между собой перевозчики и экспедиторы. Новая парадигма заключается в том, что все виды транспорта должны занимать на рынке свою, свойственную только им нишу. А роль экспедитора как организатора и архитектора перевозки – компетентно и грамотно консолидировать всех ее участников. Очень важно, чтобы они дополняли друг друга, распределив ответственность.
Реальный пример улучшения партнерства, которое уже приносит положительный результат, – из деятельности Организации сотрудничества железных дорог. Усовершенствовали накладную СМГС. Теперь один документ применяется как для наземных, так и для морских перевозок в прямом железнодорожном сообщении. Морской перевозчик признал железнодорожные правила и стал последующим перевозчиком – партнером, а не конкурентом.
Мультимодальность – главный инструмент для экспедитора. При мультимодальных перевозках ответственность за всю цепь поставки товара берет на себя один оператор, который заключает договоры с пере- возчиками и страховыми компаниями, находит решение и воплощает его в
жизнь, предоставляя нормальные, понятные, гарантируемые условия перевозки, где все прозрачно, быстро, оперативно, в цифре. Грузовладелец на эти дела не отвлекается.
К сожалению, есть на рынке экспедиторские компании, которые принимают на себя ответственность только за оплату тарифа. Этим их деятельность и ограничивается. А когда возникают проблемы – исчезают. Так появляется недоверие к услугам экспедитора.
На международной конференции, организованной в мае этого года Ассоциацией международных экспедиторов и логистики «БАМЭ» (г. Минск), Белорусская железная до- рога озвучила свою позицию в от- ношении таких экспедиторов. Я ее полностью разделяю. Экспедитор – тот, кто предоставляет реальный комплекс услуг для клиента по организации перевозки груза, например, грузоотправление по доверенности грузовладельца, сопровождение груза в пути следования, страхование, представление интересов в таможне. Экспедитор обязан быть компетентным и должен все уметь. Вот почему надо являться членом ассоциации.
В Беларуси принят закон о транспортно-экспедиционной деятельности. Такой же есть и в Украине. И это признание того, что экспедитор – профессия, создающая валовой внутренний продукт. Если же вы просто занимаетесь расчетами, то это посредничество. А посредники сегодня абсолютно не нужны на рынке.
Как удается выстраивать отношения и находить взаимопонимание с органами государственного управления?
Сегодня в руках бизнеса – такой замечательный инструмент, как общественные советы при центральных органах исполнительной власти. Они позволяют нам публично отстаивать свою позицию и интересы участников рынка в коммуникации с государством. Благодаря такому инструменту ассоциация может довести до органов исполнительной власти свои проблемы и внести предложения, открывающие новые возможности. Руководитель органа власти не имеет права не отреагировать. Он обязан рассмотреть эти предложения и принять решение.

Еще одна из форм сотрудничества – Совет экспортеров и инвесторов. Это совещательный орган при Министерстве иностранных дел Украины, который собирает на своей площадке весь бизнес страны.
– Очень популярный сегодня вопрос – о применении новых цифровых технологий. В рамках XVIII Международной недели по торговле и транспорту, проходившей в конце мая в Одессе, говорили, в частности, о блокчейне. На Ваш взгляд, насколько это применимо в сфере экспедирования и перевозок, какие открывает перспективы?
Сложный вопрос. Сегодня это технология риска. Законодательно она не завершена. И я пока не могу сказать, что это будущее. Кто-то к этой технологии готов, а кто-то – нет. Идет дискуссия. Поэтому и вынесли вопрос на обсуждение в рамках Недели по торговле и транспорту. Наша ассоциация пока не участвует в применении этой технологии. Надо рассчитать и сопоставить все риски и эффективность и быть уверенным в безопасности системы. Это как колодец. Если там нет воды, то завтра не сможешь напиться. Задача стоит, к этому надо идти, но и нужно быть уверенным в высоком уровне безопасности системы. К тому же блокчейн сегодня – очень дорогостоящее удовольствие.
– А какие инструменты у Вас в работе?
Простые, традиционные. Есть современная технология – электронная запись, заверенная электронной цифровой подписью, которая апробирована, признана государством и имеет высокий уровень безопасности.

На таких технологиях, кстати, построена информационная система портового сообщества, разработанная АО «ПЛАСКЕ» в соответствии с рекомендациями ООН. Мы, экспедиторы, в рамках государственно-частного партнерства помогли государству создать реальный продукт, который способствует решению проблемы коррупции в морских портах. Раньше, чтобы получить груз, надо было подать документы на бумажном носителе. Теперь есть возможность оформить все в виде электронной записи и получить разрешение на груз, не выходя из офиса. После прохождения процедуры идентификации личности и организации и получения электронного ключа результат приходит в течение 15 минут. Реальная стоимость услуги – 5 евро против 20 долларов взятки, как это было раньше.

Сегодня данной системой пользуется более тысячи субъектов внешнеэкономической деятельности. Все они имели выбор: или традиционный бумажный документ, или инновационный метод дистанционного управления процессами. Только 2% остались на традиционной платформе. Это предприятия, которые оформляют не более одного-двух контейнеров в месяц.
– Олег Исаакович, Вы довольно частый гость в Беларуси. Какой интерес ведет Вас в нашу страну?
Природа общения с Беларусью – это взаимодействие с Ассоциацией международных экспедиторов и логистики «БАМЭ» и Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков «БАМАП». Белорусские ассоциации обмениваются с нами информацией, которая распространяется в вашей стране, мы – той, что есть в Украине. Встречаемся несколько раз в году и у нас, и в Беларуси: на транспортной неделе в октябре, общих собраниях членов «БАМЭ» и «БАМАП», иногда на выставке ТИБО.
Есть у нас совместное с Ассоциацией «БАМАП» объединение – Евразийский союз транспортных, экспедиторских и логистических орга- низаций. Несколько лет назад он был учрежден для коммуникаций между деловым сообществом и Евразийской экономической комиссией для эффективного использования транзитных возможностей евразийского пространства. Страны-учредители автоматически получили статус ее вице-президентов. Со стороны Украины учредителем выступила Ассоциация «Укрвнештранс», от Беларуси – «БАМАП» во главе с Николаем Ивановичем Боровым. Он был первым президентом этого союза. Вот так мы с Беларусью дружим.

Кроме того, у нас есть деловые контакты, способствующие решению коммерческих вопросов. В «Укрвнештрансе» я представляю АО «ПЛАСКЕ». Сотрудничаем с такими субъектами хозяйствования Беларуси, как государственное предприятие «БТЛЦ», РУП «Белтаможсервис», Белорусская железная дорога, другими компаниями. Беларусь не имеет выхода к морю. Наш интерес как частной компании «ПЛАСКЕ», так и Ассоциации «Укрвнештранс» – в том, чтобы ваши экспортеры и импортеры воспользовались украинским направлением. Украина, как и Беларусь, – транзитное государство. Беларусь имеет возможность получения доходов от транзита в направлении Китай – Европа, а Украина зарабатывает на транзите по маршруту Беларусь – Черное море. Поэтому экспорт Беларуси для Украины значим. Мы в портах обслуживаем эти грузы. Через порты Украины они уходят в мир – страны Центральной и Южной Азии, Персидского залива. География достаточно широка.

Поскольку Украина является участницей региональной организации ГУАМ, она может рассматривать перевозки по территории Грузии, Азербайджана, Молдовы. В свою очередь, Беларусь может использовать возможности ЕАЭС, то есть стран, которые входят в это региональное объединение. Такое сотрудничество позволяет нам применять разные коммуникационные схемы для дальнейшего развития.

К слову, к Международной неделе по торговле и транспорту – 2019 был приурочен визит в Одессу официальной делегации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь во главе с заместителем министра Натальей Александрович. Достигнуты договоренности o совместных действиях в сфере железнодорожного, воздушного, водного и автомобильного транспорта. Так что сейчас сотрудничество между нашими странами развивается и на политическом, и на коммерческом уровне.
Что нас волнует в сотрудничестве с Беларусью, так это развитие мультимодальных перевозок, внедрение элементов электронной записи и электронной цифровой подписи в поезде «Викинг», которые будут признаваться разными странами. Сейчас мы над эти работаем. Задача – реализовать и внедрить этот пилотный проект. Отказ от бумажного носителя даст возможность грузоотправителям упростить документооборот, получить возможность отслеживать все контрольные операции в пунктах пропуска, практически реализовать принцип "Единого окна". Один раз в одном месте одно должностное лицо делает запись, которая доступна всем. Это совершенно другая скорость обработки документов и совершенно новые подходы.
– Комбинированный поезд «Викинг» заслуживает того, чтобы рассказать о нем подробнее. Это совместный проект железных дорог Литвы, Беларуси и Украины, Клайпедского, Ильичевского и Одесского морских портов, получивший премию ЕС как лучший проект контейнерных перевозок…
«Викинг» стал первым комбинированным поездом, связавшим Балтийское и Черное моря. Курсирует по маршруту Одесса/Ильичевск – Киев – Минск – Вильнюс – Клайпеда в прямом и обратном направлении. Перевозит 20- и 40-футовые уни версальные и специализированные контейнеры, а также автопоезда, так называемые контрейлеры. Главный итог –востребованность продукта.

«Викинг» дал возможность планировать перевозки по точному расписанию движения и с понятной стоимостью. Для контейнерных перевозок она ниже, чем для простых отправок. В этом – преимущество поезда.

Проект стартовал в 2003 году. А сегодня к «Викингу» присоединились железные дороги Болгарии, Молдовы, Румынии. В партнерах – Грузия и Азербайджан. Но этот «хвост» пока работает нерегулярно. А вот по маршруту Одесса – Минск – Клайпеда движение организовано строго по расписанию. В перспективе не исключается продление маршрута в Турцию и страны Скандинавии.
Проект стартовал в 2003 году. А сегодня к «Викингу» присоединились железные дороги Болгарии, Молдовы, Румынии. В партнерах – Грузия и Азербайджан. Но этот «хвост» пока работает нерегулярно. А вот по маршруту Одесса – Минск – Клайпеда движение организовано строго по расписанию. В перспективе не исключается продление маршрута в Турцию и страны Скандинавии.

– Как раз в канун нынешней Международной недели по торговле и транспорту в Одессе в деятельности Ассоциации «Укрвнештранс» произошло знаковое событие: в члены приняли первую белорусскую компанию.
Действительно, до этого в «Укрвнештрансе» не было организаций, представляющих другие государства. Возможность их вступления в ассоциацию появилась с внесением в этом году изменений в устав. Мы поняли, что есть такой интерес и следует быть более открытыми. Что это нам дает? Прежде всего, расширение транзитных возможностей. Могу заверить белорусских бизнесменов, что, будучи в составе Ассоциации «Укрвнештранс», они смогут находить хороших партнеров и делать с ними совместный продукт.

– А неужели недостаточным было членство в Ассоциации «БАМЭ»?
Думаю, нет. Если ты хочешь развивать свой бизнес в другой стране, надо понимать, что происходит в этой. Ассоциация «Укрвнештранс» дает возможность получать необходимую информацию, участвовать в мероприятиях, которые, к сожалению, «БАМЭ» не может обеспечить, потому что занимается этим, причем очень успешно, в Беларуси. В Украине белорусская ассоциация также может участвовать во всех мероприятиях. Но есть амбициозные люди, которые хотят быть не просто участниками. Они хотят знать больше, развивать связи, участвовать в создании новых продуктов. Ассоциация «Укрвнештранс» – платформа, которая позволяет им это делать на территории другой страны. Я так это понимаю как президент ассоциации.

Помимо всего прочего, такие контакты еще больше сближают наши страны. И это, может быть, самый важный итог. Потому что открываются новые возможности для развития бизнеса.

Татьяна АЗАРЕВИЧ, журнал Транспорт & Транзит