На рынке экспедиторских услуг конкуренция зачастую возникает не только между равными по статусу участниками. Конкурируют между собой перевозчики и экспедиторы. Новая парадигма заключается в том, что все виды транспорта должны занимать на рынке свою, свойственную только им нишу. А роль экспедитора как организатора и архитектора перевозки – компетентно и грамотно консолидировать всех ее участников. Очень важно, чтобы они дополняли друг друга, распределив ответственность.
Реальный пример улучшения партнерства, которое уже приносит положительный результат, – из деятельности Организации сотрудничества железных дорог. Усовершенствовали накладную СМГС. Теперь один документ применяется как для наземных, так и для морских перевозок в прямом железнодорожном сообщении. Морской перевозчик признал железнодорожные правила и стал последующим перевозчиком – партнером, а не конкурентом.
Мультимодальность – главный инструмент для экспедитора. При мультимодальных перевозках ответственность за всю цепь поставки товара берет на себя один оператор, который заключает договоры с пере- возчиками и страховыми компаниями, находит решение и воплощает его в
жизнь, предоставляя нормальные, понятные, гарантируемые условия перевозки, где все прозрачно, быстро, оперативно, в цифре. Грузовладелец на эти дела не отвлекается.
К сожалению, есть на рынке экспедиторские компании, которые принимают на себя ответственность только за оплату тарифа. Этим их деятельность и ограничивается. А когда возникают проблемы – исчезают. Так появляется недоверие к услугам экспедитора.
На международной конференции, организованной в мае этого года
Ассоциацией международных экспедиторов и логистики «БАМЭ» (г. Минск), Белорусская железная до- рога озвучила свою позицию в от- ношении таких экспедиторов. Я ее полностью разделяю. Экспедитор – тот, кто предоставляет реальный комплекс услуг для клиента по организации перевозки груза, например, грузоотправление по доверенности грузовладельца, сопровождение груза в пути следования, страхование, представление интересов в таможне. Экспедитор обязан быть компетентным и должен все уметь. Вот почему надо являться членом ассоциации.
В Беларуси принят закон о транспортно-экспедиционной деятельности. Такой же есть и в Украине. И это признание того, что экспедитор – профессия, создающая валовой внутренний продукт. Если же вы просто занимаетесь расчетами, то это посредничество. А посредники сегодня абсолютно не нужны на рынке.